05.12.2013
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ ПРИ ПОКУПКЕ СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА
Сотовый телефон надлежащего качества не подлежит обмену или возврату в течение 14 дней, т.к. относится к группе технически-сложных товаров бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (Постановление Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.).
Поэтому покупая сотовый телефон, необходимо помнить, что вернуть его в магазин можно только при наличии в нѐм недостатков либо если Вам при покупке (т.е. в момент заключения договора) не предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.
Какую информацию для потребителей должен доводить продавец при покупке сотового телефона?
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее Закон), до сведения потребителей своевременно доводится необходимая и достоверная информация о товарах, обеспечивающая возможность их правильного выбора.
При покупке сотовых телефонов, бывших в употреблении, продавец обязан предупредить потребителя о недостатках в телефоне, если такие имеются, передать документы, прилагаемые к телефону (инструкция, паспорт), в том числе и гарантийный талон.
Права потребителя при обнаружении недостатков в сотовом телефоне Недостаток товара – несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу или описанию при
продаже товара по образцу и (или описанию).
В соответствии со ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом) по своему выбору вправе потребовать:
 замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
 замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчѐтом покупной цены;
 соразмерного уменьшения покупной цены;
 незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или
третьим лицом;
 расторжение договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.
По общему правилу данные требования можно предъявить, если недостаток обнаружен в течение гарантийного срока. Если же такой
срок не установлен, то в пределах 2 лет со дня покупки.
Что такое гарантийный срок товара и чем он отличается от срока службы?
Гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения недостатков в товаре изготовитель, продавец (уполномоченная организация и т.д.) отвечают за недостатки товара.
Срок службы – период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
Как правильно действовать потребителю в случае обнаружения недостатков в сотовом телефоне?
Необходимо обратиться к продавцу товара (изготовителю, уполномоченной организации и т.д.) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой должно быть указано одно из требований, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей». Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу либо направить заказным письмом с уведомлением. В случае
личного вручения претензии на втором экземпляре продавец должен указать число, должность, Ф.И.О. принявшего претензию. Продавец (уполномоченная организация и т.д.) должны направить потребителю ответ на претензию об удовлетворении либо отказе в удовлетворении требований.
Как должен действовать продавец при получении претензии?
В случае обнаружения потребителем недостатков в товаре в течение гарантийного срока Закон обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества, провести проверку качества товара, а в случае необходимости экспертизу товара за счѐт продавца.
Чем отличается проверка качества товара от экспертизы?
Проверку качества товара осуществляет продавец или уполномоченная продавцом организация (как правило, сервисный центр).
Результатом проверки качества товара является акт. В случае спора о причинах возникновения недостатков уполномоченная организация, ИП, импортѐр обязаны провести экспертизу
товара за свой счѐт (в период гарантийного срока).
Экспертиза – совокупность исследования технических свойств материалов товара с целью их сравнения с принятыми стандартами и определения возможности использования товара по назначению. Результатом экспертного исследования является экспертное заключение.
Эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике,искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
Таким образом, экспертиза проводится специалистами, не заинтересованными в результатах рассмотрения дела. Поэтому сервисный центр не может проводить экспертизу, т.к. он уполномочен заводом-изготовителем на ремонт телефонов, а это значит, что он - заинтересованное лицо.
Потребитель вправе присутствовать при проведении проверки качества товара или экспертизы товара и в случае несогласия с еѐ результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Какой максимальный срок устранения недостатков товара?
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», срок устранения недостатков, определяемый в письменной форме
соглашением сторон, не может превышать 45 дней.
В каком случае продавец обязан предоставить потребителю аналогичный товар?
Если для замены товара требуется более 7 дней, а также на период гарантийного ремонта товара, по требованию потребителя продавец обязан безвозмездно предоставить во временное пользование товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, в трѐхдневный срок. Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г. определѐн перечень товаров, на которые указанное требование распространяется.
Следует обязательно обратить внимание на следующие моменты:
1. Если Вы заявили требование о замене товара или возврате уплаченных денежных средств за товар ненадлежащего качества, обратите особое внимание на документ, который подписываете. Может оказаться так, что продавец намеренно вводит Вас в заблуждение, предлагая
подписать накладную о проведении диагностики (экспертизы/проверки качества) телефона, а фактически Вы подписываете договор на проведение ремонта телефона.
2. Если Вы заявили требование о проведении гарантийного ремонта, обратите внимание, чтобы в договоре был указан срок устранения недостатков, который в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» не может превышать 45 дней. Чаще всего сроки выполнения работ по ремонту не определены или ущемляют Ваши права как потребителя.
3. Прежде чем отдать телефон для проведения проверки качества или ремонта, рекомендуем потребовать от работников магазина или сервисного центра, чтобы они вскрыли аппарат в Вашем присутствии и составили акт об отсутствии механических повреждений, жидкости и пр.
4. Рекомендуем предоставлять товар с недостатками самостоятельно в назначенное продавцом время и место (а не оставлять в магазине для проведения проверки качества.).
5. Если Вы не согласны с результатами проверки/экспертизы, сделайте об этом отметку в документах продавца и обратитесь в независимую экспертную организацию или в суд.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является ИП - по месту его жительства, по месту жительства или пребывания истца, по месту заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности еѐ филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту
нахождения еѐ филиала или представительства.
Рассказать друзьям:

Интересные статьи