05.12.2013
ѕам€тка потребителю при покупке сотового телефона
—отовый телефон надлежащего качества не подлежит обмену или возврату в течение 14 дней, т.к. относитс€ к группе технически-сложных товаров бытового назначени€, на которые установлены гарантийные сроки (ѕостановление ѕравительства –‘ є 55 от 19.01.1998 г.).
ѕоэтому покупа€ сотовый телефон, необходимо помнить, что вернуть его в магазин можно только при наличии в нѐм недостатков либо если ¬ам при покупке (т.е. в момент заключени€ договора) не предоставлена необходима€ и достоверна€ информаци€ о товаре.
 акую информацию дл€ потребителей должен доводить продавец при покупке сотового телефона?
¬ соответствии с «аконом –‘ Ђќ защите прав потребителейї є 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее «акон), до сведени€ потребителей своевременно доводитс€ необходима€ и достоверна€ информаци€ о товарах, обеспечивающа€ возможность их правильного выбора.
ѕри покупке сотовых телефонов, бывших в употреблении, продавец об€зан предупредить потребител€ о недостатках в телефоне, если такие имеютс€, передать документы, прилагаемые к телефону (инструкци€, паспорт), в том числе и гарантийный талон.
ѕрава потребител€ при обнаружении недостатков в сотовом телефоне Ќедостаток товара Ц несоответствие товара или об€зательным требовани€м, предусмотренным законом, или услови€м договора (при их отсутствии или неполноте обычно предъ€вл€емым требовани€м), или цел€м, дл€ которых товар такого рода обычно используетс€, или цел€м, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу или описанию при
продаже товара по образцу и (или описанию).
¬ соответствии со ст. 18 «акона потребитель в случае обнаружени€ недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом) по своему выбору вправе потребовать:
 замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
 замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчѐтом покупной цены;
 соразмерного уменьшени€ покупной цены;
 незамедлительного безвозмездного устранени€ недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или
третьим лицом;
 расторжение договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.
ѕо общему правилу данные требовани€ можно предъ€вить, если недостаток обнаружен в течение гарантийного срока. ≈сли же такой
срок не установлен, то в пределах 2 лет со дн€ покупки.
„то такое гарантийный срок товара и чем он отличаетс€ от срока службы?
√арантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружени€ недостатков в товаре изготовитель, продавец (уполномоченна€ организаци€ и т.д.) отвечают за недостатки товара.
—рок службы Ц период, в течение которого изготовитель об€зуетс€ обеспечить потребителю возможность использовани€ товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
 ак правильно действовать потребителю в случае обнаружени€ недостатков в сотовом телефоне?
Ќеобходимо обратитьс€ к продавцу товара (изготовителю, уполномоченной организации и т.д.) с письменной претензией, составленной в двух экземпл€рах, в которой должно быть указано одно из требований, предусмотренных «аконом –‘ Ђќ защите прав потребителейї. ќдин экземпл€р претензии необходимо вручить продавцу либо направить заказным письмом с уведомлением. ¬ случае
личного вручени€ претензии на втором экземпл€ре продавец должен указать число, должность, ‘.».ќ. прин€вшего претензию. ѕродавец (уполномоченна€ организаци€ и т.д.) должны направить потребителю ответ на претензию об удовлетворении либо отказе в удовлетворении требований.
 ак должен действовать продавец при получении претензии?
¬ случае обнаружени€ потребителем недостатков в товаре в течение гарантийного срока «акон об€зывает продавца прин€ть товар ненадлежащего качества, провести проверку качества товара, а в случае необходимости экспертизу товара за счѐт продавца.
„ем отличаетс€ проверка качества товара от экспертизы?
ѕроверку качества товара осуществл€ет продавец или уполномоченна€ продавцом организаци€ (как правило, сервисный центр).
–езультатом проверки качества товара €вл€етс€ акт. ¬ случае спора о причинах возникновени€ недостатков уполномоченна€ организаци€, »ѕ, импортѐр об€заны провести экспертизу
товара за свой счѐт (в период гарантийного срока).
Ёкспертиза Ц совокупность исследовани€ технических свойств материалов товара с целью их сравнени€ с прин€тыми стандартами и определени€ возможности использовани€ товара по назначению. –езультатом экспертного исследовани€ €вл€етс€ экспертное заключение.
Ёксперт - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познани€ми в науке, технике,искусстве или ремесле, достаточными дл€ проведени€ экспертизы и дачи экспертного заключени€.
“аким образом, экспертиза проводитс€ специалистами, не заинтересованными в результатах рассмотрени€ дела. ѕоэтому сервисный центр не может проводить экспертизу, т.к. он уполномочен заводом-изготовителем на ремонт телефонов, а это значит, что он - заинтересованное лицо.
ѕотребитель вправе присутствовать при проведении проверки качества товара или экспертизы товара и в случае несогласи€ с еѐ результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном пор€дке.
 акой максимальный срок устранени€ недостатков товара?
¬ соответствии с «аконом –‘ Ђќ защите прав потребителейї, срок устранени€ недостатков, определ€емый в письменной форме
соглашением сторон, не может превышать 45 дней.
¬ каком случае продавец об€зан предоставить потребителю аналогичный товар?
≈сли дл€ замены товара требуетс€ более 7 дней, а также на период гарантийного ремонта товара, по требованию потребител€ продавец об€зан безвозмездно предоставить во временное пользование товар длительного пользовани€, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, в трѐхдневный срок. ѕостановлением ѕравительства –‘ є 55 от 19.01.1998г. определѐн перечень товаров, на которые указанное требование распростран€етс€.
—ледует об€зательно обратить внимание на следующие моменты:
1. ≈сли ¬ы за€вили требование о замене товара или возврате уплаченных денежных средств за товар ненадлежащего качества, обратите особое внимание на документ, который подписываете. ћожет оказатьс€ так, что продавец намеренно вводит ¬ас в заблуждение, предлага€
подписать накладную о проведении диагностики (экспертизы/проверки качества) телефона, а фактически ¬ы подписываете договор на проведение ремонта телефона.
2. ≈сли ¬ы за€вили требование о проведении гарантийного ремонта, обратите внимание, чтобы в договоре был указан срок устранени€ недостатков, который в соответствии с «аконом –‘ Ђќ защите прав потребителейї не может превышать 45 дней. „аще всего сроки выполнени€ работ по ремонту не определены или ущемл€ют ¬аши права как потребител€.
3. ѕрежде чем отдать телефон дл€ проведени€ проверки качества или ремонта, рекомендуем потребовать от работников магазина или сервисного центра, чтобы они вскрыли аппарат в ¬ашем присутствии и составили акт об отсутствии механических повреждений, жидкости и пр.
4. –екомендуем предоставл€ть товар с недостатками самосто€тельно в назначенное продавцом врем€ и место (а не оставл€ть в магазине дл€ проведени€ проверки качества.).
5. ≈сли ¬ы не согласны с результатами проверки/экспертизы, сделайте об этом отметку в документах продавца и обратитесь в независимую экспертную организацию или в суд.
»ски о защите прав потребителей могут быть предъ€влены по выбору истца в суд по месту нахождени€ организации, а если ответчиком €вл€етс€ »ѕ - по месту его жительства, по месту жительства или пребывани€ истца, по месту заключени€ или исполнени€ договора. ≈сли иск к организации вытекает из де€тельности еѐ филиала или представительства, он может быть предъ€влен в суд по месту
нахождени€ еѐ филиала или представительства.
–ассказать друзь€м:

»нтересные статьи